По обычаю своему, хочу вам предложить на разсмотрение, для пользы
душевной, 22-й палом, который всегда читается на правиле ко Св.
Причащению. Псалом этот для многих довольно понятен, но не для всех. Вот
мне и пришло желание написать некоторое объяснение онаго для тех,
которые не вполне его понимают.
Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне тамо всели мя, на воде покойне воспита мя.
Сам
Господь, как Пастырь, пасет нас, и ничего не лишил, что потребно к
нашему спасению. Безсловесных овец обыкновенно пасут при воде, на местах
обильных для питания травами. И Господь пасет словесных овец
Своих — вообще православных христиан в оградах единой, святой, соборной
Своей Церкви, а монашествующих в оградах монастырских, и обильно питает
всех нас учением Божественных словес. Под водою покойною должно разуметь
воду Св. Крещения, которою мы, будучи крещаемы в младенчестве,
омываемся от прародительскаго греха, а если крестятся взрослые, то им
прощаются и собственные их грехи.
Душу мою обрати, настави мя на стези правды имене ради Своего.
С пути неправды, лжи, порока и греха обращает нас Господь Евангельскими заповедями на путь добродетели, правды и истины Имене ради Своего,
т. е. делает все это не ради человеческих заслуг и дел, но по единому
Своему благоволению, чтобы мы прославляли всесвятое Имя Его.
Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя та мя утешиста.
Жезл
означает Крест Христов, а палица — призывание Имени Христова с
знамением крестным. Если христианин, по силе заботящийся об исполнении
заповедей Христовых, с верою и упованием всегда ограждает себя молитвою
Иисусовою и крестным знамением, то безбоязненно и безопасно проходит не
только бедственные опасные случаи в сей жизни, но по смерти и самыя
мытарства, как пишет о сем пр. Иоанн Карпафийский: ратуя и поношая, с
дерзостию находит враг на душу, изшедшую от тела, клеветник быв горек же
и страшен о согрешенных. Но возможно есть видети тогда боголюбивую и
вернейшую душу, аще и множицею уязвлена бысть грехами, неужасающуюся
онаго стремлений же и прещений; но паче укрепляему о Господе, и
воскриляему радостию, и дерзотвориму наставляющими ее Св. Ангелами, и
остеняему светом веры, и противоглаголющу со многим дерзновением
лукавому диаволу: что тебе до нас, чуждый Бога? Что тебе до нас,
бежателю небесных и рабе лукавый? Не имаши ты власти над нами: Христос
бо Сын Божий над нами же и над всеми власть имать: Тому согрешихом, Тому
и ответствовати будем, обручение имуще еже к нам милосердия и спасения,
Крест Сего честный. Ты бежи далече от нас губителю, ничтоже тебе и
рабом Христовым (Добротолюб., ч. 4, гл. 25). Св. Отцы под палицею
разумеют также псалмопение и всякую другую молитву.
Уготовал еси предо мною трапезу, сопротив стужающим мне: и чаша упоявающи мя яко державна.
Слова
сии прямо указывают на Таинство Св. Причащения. Ежели мы с верою
неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, то все козни
врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны.
Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему,
во-первых — с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов
своих и с твердою решимостию не возвращаться к оным, а во-вторых, если
приступаем без памятозлобия, примиряясь в сердце со всеми, опечалившими
нас.
Умастил еси елеом главу мою.
Под елеем должно
разуметь Таинство Миропомазания и Таинство Елеосвящения, а под главою ум
наш, который в начале получает духовное утверждение чрез Таинство
Миропомазания.
И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего: и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний.
Милость
Божия окружает и хранит христианина по силе заботящагося об исполнении
заповедей Христовых и о покаянии, не только во все дни земной жизни его,
но и в самом переходе его в жизнь будущую, для водворения в небесном
дому Господнем на веки вечные и нескончаемые.
Преподобный Амвросий Оптинский "Собрание писем к монашествующим"