Несколько дней назад меня спросили, можно ли молиться за некрещеных
или за тех, кто просто принадлежит к одной из нехристианских религий.
Технически, если взять правила, там говорится: человек должен быть
крещен, чтобы за него молиться за богослужением в церкви. Но в связи с
этим я всегда вспоминаю нечто, ставшее для меня радостью еще в ранней
молодости. На Западе жил один старый русский епископ, который до
революции был приходским священником. Он был человеком старой закалки,
очень строгой и бескомпромиссной веры. Я помню его письмо в ответ на
вопрос, который ему задали на эту самую тему: можно ли молиться о
неправославных и когда? Он ответил: «Мы можем молиться за кого бы то ни
было, если способны это делать от сердца, в сострадании, в солидарности,
в любви, но есть один момент, — и его ответ, возможно, шокировал
бы многих традиционно верующих, — есть один момент, когда, мне кажется
(написал он), мы можем молиться за всех, даже за врагов Божьих, за тех
людей, которые в течение своей жизни были активными врагами Церкви и
Бога. Момент этот — Проскомидия, та часть приготовления к Божественной
литургии, когда Агнец Божий заколается ради спасения мира. Это — момент
распятия. Христос умер на кресте ради спасения всего человечества, а не
только тех немногих, очень немногих, в то время веровавших в Него». Я
делюсь с вами его мыслью, потому что она стала для меня вдохновением,
надеждой и радостью: в Литургии есть момент, Голгофа, когда Христос
умирает на кресте ради спасения всех.
Можно принимать
взгляды владыки Елевферия* или нет, но это человек, который был воспитан
в дореволюционной России, и вместе с владыкой Вениамином (Федченковым)
оставался верным Московскому патриархату в то время, когда практически
вся эмиграция присоединилась к Константинополю, и который был как скала.
Митрополит Сурожский Антоний "Уверенность в вещах невидимых. Последние беседы"
----------
* Митрополит Елевферий (в миру Дмитрий Яковлевич Богоявленский; 1868–1940) – митрополит Литовский и Виленский с 1928 г. Временно управляющий Западно-Европейскими приходами Русской Церкви (1930), с 1931 г. управляющий.