/.../ открытие русской духовности в XX веке — учение жившего на Афоне
старца Силуана, современника Илариона. Этот совсем простой и не
получивший никакого образования монах, выходец из русской деревни,
рассказал своим ученикам о том, что такое молитва обо всем мире, о
верующих и неверующих, что такое боль за все человечество и, шире, за
всю природу и вообще за весь мир в целом. «За людей молиться — кровь
проливать», — говорил старец Силуан. В связи с этим нельзя не вспомнить
об одном разговоре между Андреем Блумом (будущим митрополитом Антонием,
жившим в Лондоне и являвшимся прямым продолжателем старца Силуана) и его
отцом. «Я вспоминаю, — рассказывает митрополит, — печальный эпизод в
своей жизни, когда мой отец спросил меня: "Какая у тебя самая большая
мечта?" Я был молод тогда и ответил: "Быть с Богом наедине". Тогда он
посмотрел на меня с грустью и сказал: "Ты еще и не начал быть
христианином". Потому что если мы любим Бога, то должны разделить с Ним
Его заботу о всем мире и о каждом человеке в этом мире». Именно этому
учил и старец Силуан, о котором, вероятно, отец будущего митрополита
ничего не знал. С учением старца Силуана связан выход христианской
духовности на Руси за пределы церковной ограды: Бог не только в церкви и
среди верующих, Он — везде, Его благодать почиет на всем, всё в нем
нуждается, хотя и не всегда знает об этом. В сущности, старец Силуан
предложил новое прочтение Евангелия.
Нельзя обойти молчанием одно
из изречений старца Силуана, где он говорит о Святом Духе и Его
воздействии на человека: «Дух Святой очень похож на мать, на мать милую,
родную. Мать любит дитя свое и жалеет его, так и Дух Святой — жалеет
нас, прощает, исцеляет и вразумляет, и радует, а познается Дух Святой во
смиренной молитве». Это замечание старца Силуана, неожиданное и даже,
быть может, с точки зрения законника, недопустимое, заставляет нас
вспомнить о том, что в иврите слово «руах» — дух — будет не мужского
(как в латыни и в славянском), не среднего (как в греческом), но именно
женского рода. Что же касается явления Духа Святого «в виде голубине», о
чем говорится в Евангелии и вообще в христианской традиции, которая
невидимое изображает через видимый образ, то это не «голубь» (мужского
рода), но именно «голубка» («перистера» — перютера — по–гречески
иcolumba на латыни).
Разумеется, будучи простым крестьянином,
старец Силуан об этом ничего не знал, и, тем не менее, он все это
чувствовал именно по наитию. Он первый в православной традиции заговорил
о том, что природа Бога больше мужского «Я» и включает в себя
несомненное женское начало. Понял он и то, как Дух Святой, Который
ниспосылается на верующих во время эпиклезы (см. ниже), словно мать,
«жалеет, прощает, исцеляет и вразумляет, и радует» каждого из нас. «Мы
живем на земле, и Бога не видим, и видеть не можем. Но если Дух Святой
придет в душу, то мы увидим Бога, как увидел Его святой архидиакон
Стефан, — говорит старец Силуан в другом месте, вспоминая известный
текст из «Деяний апостолов» (6:8–15). — Увидеть Бога можно, но не
глазами, а сердцем». Это известное положение многих мистиков, как
восточных, так и западных, старец Силуан не только полностью разделяет,
но и постоянно говорит об этом.
Парадоксальность Бога заключается в
том, что Он не только всемогущ, но и бесконечно раним. Митрополит
Сурожский Антоний (Блум) говорит в одной из своих книг: «Если вы хотите
подружиться с Богом, то поучитесь у лисички (из книги Антуана де
Сент–Экзюпери), как подружиться с кем‑то, кто очень чуток, очень раним и
очень застенчив».
«Откровенные рассказы странника» удивительным образом дают возможность почувствовать, ощутить Бога, пережить в молитве встречу с Ним всем существом и, если пользоваться выражением митрополита Антония, «с Ним подружиться».
Именно об этом говорит
А. Ф. Лосев, когда утверждает, что только в молитве можно познать Бога.
Познать Бога и пережить встречу с Ним — прежде всего, в личной молитве.
Указывая на телесность и, более того, физиологичность религиозности,
Лосев жестко связывает религию с конкретной личностью конкретного
человека, с его, если так можно выразиться, «безусловными рефлексами»,
иными словами, не с тем, что приобретается в процессе общения с другими
людьми под их влиянием, но с тем, что вырастает изнутри каждого из нас.
Познать Бога и пережить встречу с Ним — особенно, в литургической
молитве. В жизни православного человека литургия, как наше приношение «о
всех и за всё» (и снова сразу вспоминается митрополит Антоний и его
слова о том, что мы, если любим Бога, «должны разделить с Ним Его заботу
о всем мире и о каждом человеке в этом мире») занимает совершенно
особое место.
В принципе, Византийская литургия, которая,
естественно, совершается и сегодня в России, ничем не отличается от
Римской мессы. Она включает в себя те же составные части, что и месса:
чтение Апостольского послания, а затем пение стиха из Псалмов и чтение
Евангелия, потом «Верую», после которого словами «Горе имеем сердца»,
что полностью соответствует
латинскому Sursum corda (или in alto i nostri cuori), начинается анафора
или возношение. Префаций, как и в Римской мессе, начинается словами
«Воистину достойно и праведно…» (по–итальянски Е veramente cosa buona е
giusta), потом поется Sanctus, Sanctus, Sanctus (или «Свят, Свят,
Свят…») и совершается дальнейшая молитва с воспоминанием о Тайной вечере
и возглашением слов Иисуса «Приимите, вкусите, сие есть Тело Мое, за
вас ломимое…» и т. д. Затем, непосредственно после слов «пейте из нее
все, ибо это Кровь Моя Нового Завета, изливаемая за вас и за многих»,
священник или сослужащий ему диакон высоко поднимает дискос (или патену)
и чашу со Святыми Дарами над престолом.
Это напоминает
соответствующий момент латинской мессы, когда со словами per Cristo,
con Cristo e in Cristo («через Христа, со Христом и во Христе»)
священник возносит над алтарем чашу и патену со Святыми Тайнами. Однако в
православной литургии в этот момент произносятся совсем другие слова
«Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», что означает «Твое из
того, что принадлежит Тебе, мы ныне приносим Тебе ради всего и за всё». В
отличие от Римской мессы, где этими словами приношение завершается, в
Византийской литургии именно здесь наступает кульминационный момент
литургии — эпиклеза или призывание Святого Духа: священник, как
говорится в греческих богослужебных книгах, «мистикос» (рисгихсод) — то
есть будто прикасаясь к тайне — молится.
«Еще приносим Тебе
словесную эту и бескровную жертву и просим, и молим, и умоляем: ниспосли
Духа Твоего Святаго на нас и на предлежащие сии дары и соделай хлеб
сей почитаемым Телом Христа Твоего, а то, что в чаше сей, почитаемой
Кровью Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым». Троекратным «аминь»
отвечает на эту молитву священника дьякон. И вот уже на престоле не
просто хлеб и вино, но Сам Иисус в Святых Тайнах. Затем поется «Отче
наш» и литургия продолжается подобно Римской мессе. Западные литургисты
уже не первое столетие показывают в своих работах, что эпиклеза, правда,
не эксплицитно, в том виде, как в греческой и славянской литургии, но
все же присутствует в Римской мессе. Готов согласиться с ними, но хотел
бы подчеркнуть, что нашу литургию отличает хорошо осмысленная и
удивительным образом сформулированная явная эпиклеза.
Эпиклеза —
это призывание Святого Духа сойти не только на евхаристические хлеб и
вино, но и на самих молящихся, на все, что окружает нас. Если мы верим,
что эпиклеза бывает услышана Богом, то за ней естественно следует и само
нисхождение Духа Святого и на Святые Дары, и на молящихся, и на весь
мир (совсем как в молитве, которой учит старец Силуан). Таким образом
оказывается, что литургия есть мистическое присоединение верующих не
только к Тайной вечере, но и к моменту нисхождения Святого Духа,
описанному в 1–й главе книги «Деяний апостолов». Следовательно, с
эпиклезой связывается и обожение благодатью Святого Духа без всякого
исключения всего, что составляет наш мир. Так таинство Евхаристии
становится событием, оказывающим воздействие не только на тех, кто в нем
сознательно участвует, но «на всех и на всё», как об этом прямо
говорится в чине византийской и, следовательно, русской литургии.
Во
время Византийской литургии священник не vicarius Christi
(заместитель Христа), он не совершает таинство сам, но только призывает
Бога и Отца ниспослать дар Святаго Духа на хлеб и вино в чаше и соделать
хлеб и «еже в чаше сей» (налитое в чаше) «Телом и Кровью
Христа Твоего». Выделяю слово «Твоего», чтобы подчеркнуть, что вся
эпиклеза от начала до конца обращена к Богу-Отцу, Которому приносим мы
Его же творение как наш дар с молитвой «о всех и за вся», то есть «ради
всего и с благодарностью за всё». Тот дар, который получил человек от
Бога-Творца на первых страницах Библии (Быт 1:29) в словах «Я дал вам
всякую траву, сеющую семя… вам сие будет в пищу», мы всякий раз во время
литургии благоговейно возвращаем Богу. Если внимательно вглядеться в
процитированную фразу из книги Бытия и сравнить ее со словами Иисуса во
время Тайной вечери, когда Он берет хлеб и дает его ученикам со
словами «приимите, ешьте его», мы непременно обнаружим, что по сути
своей это одна фраза, только по-разному сформулированная. Литургия,
таким образом, есть не только благоговейное воспоминание о Тайной вечере
Иисуса и нисхождении Святого Духа на апостолов, но и акт мистического
возвращения к тому моменту, когда Бог передал в руки человека мир
(космос!), только что сотворенный и сияющий непоблекшими красками во
всей его первоначальной красоте. Об этом же говорит и схимонах Иларион,
описывая ночь на горах Кавказа. «Природа, — говорит он, — приносила
обычную службу Творцу Своему, безмолвно прославляя Его бесконечные
совершенства».
Эпиклеза — это наша молитва за всех. Кроме
цитированных уже слов из анафоры литургии «о всех и за всё», здесь есть
еще одно в высшей степени значимое место.
Литургия начинается
молитвой «о мире всего мира… и соединении всех» — именно «всех»:
христиан и нехристиан, верующих и неверующих и так далее, — о
соединении всего человечества… «"Мир"ищет, — писал убитый прямо по
дороге к храму, где он должен был служить воскресную литургию, 9
сентября 1990 г. отец Александр Мень, — своих чисто человеческих дорог к
истине, свободе и единству. Но чем больше он замыкается в
самообожествлении, тем глубже погружается он в ложь, рабство и
ненависть. Только могущественная сила веры, претворяемой в любви,
которая заложена в Евангелии, — продолжает о. Александр, — сможет дать
то, чего тщетно ищет человек у своих идолов». Понятно, что под словом
«идолы» имеются в виду не статуи богов древнего мира, но те пристрастия
(как кино, футбол, политика и т.п.), которые сегодня приковывают к себе
человека и делают его своим рабом.
Вот почему представляется
чрезвычайно важным тот факт, что именно сегодня, говоря о соединении
стран и народов в единые структуры, мы все время забываем о духовном
аспекте всечеловеческого единства. А ведь именно о нем напоминает нам
ежедневно совершающаяся повсюду на нашей планете православная литургия,
которая совсем не призывает всех под «знамена» православия, но зовет
нас, христиан, молиться о всех людях мира и о всем, что с ними
происходит.
Священник Георгий Чистяков "Путь, что ведет нас к Богу"