/.../ Христос невидимо присутствует в храме в таинстве Евхаристии,
совершаемом во время литургии или обедни. В тот самый вечер, когда он
был предан, «взял Иисус хлеб, и, благословив, преломил, и, дав ученикам,
сказал: возьмите, вкусите: это есть тело Моё. И взяв чашу и
возблагодарив, дал им и сказал: пейте из неё все; это есть кровь Моя
Нового Завета, за многих изливаемая для отпущения грехов» (Матфей,
26:26—28). «Делайте это в воспоминание обо мне» (Лука, 22:19).
Так
была совершена Тайная вечеря, которая столь часто изображается
иконописцами и художниками, как средневековыми, так и современными. С
первых дней истории христианства повторение Тайной вечери и связанное с
ней воспоминание о страданиях, смерти и воскресении Христа стало
центральным местом в жизни как каждой христианской общины, так и всякого
христианина: оно получило название сначала преломления хлеба, или
вечери Господней, потом стало называться литургией, то есть общей
службой, или службой, которую совершают все. Название это важно тем, что
оно подчеркивает, что христианин не присутствует на службе,
а участвует в ней, совершает её вместе со священником и остальными
молящимися.
На латинском языке литургию обычно называют
мессой, по-славянски — обедней, то есть вечерей, вечерней трапезой, ибо
Иисус свою Тайную вечерю совершил вечером; однако по традиции на Руси, и
вообще на Востоке, литургия почти всегда служится только утром.
/.../ Освященные во время
литургии хлеб и вино принимаются верующим как те самые, которые дал
своим ученикам Иисус, следовательно, причащающийся ощущает себя
участником Тайной вечери. Таким образом Христос таинственно (по-гречески
— мис-тикос, отсюда — мистически) Сам присутствует в храме, а всякий
причащающийся соединяется с ним. Как говорит Иисус в Евангелии от Иоанна
(6: 56), «ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в
нём». Христос в виде евхаристического хлеба и вина, освященного во время
литургии, всегда пребывает в храме — так с древнейших времен учит
Церковь. Здесь он скрыт и открыт одновременно, сказал однажды святой
кюре из Арса Жан Мари Вионнэ, о котором нередко вспоминает митрополит
Антоний.
В Евангелии от Луки рассказывается, как двое из
учеников Иисуса в самый день Его воскресения шли из Иерусалима в Эммаус.
Неузнанный учениками Иисус шёл вместе с ними. Когда же они дошли до
этого селения и незнакомец сделал вид, что хочет идти дальше, апостолы
воскликнули: «Останься с нами». Он остался, а во время
вечерней трапезы взял хлеб, благословил его, преломил и дал ученикам. В
момент преломления хлеба ученики узнали своего Учителя, но Он тут же
стал невидим — перед ними остался только евхаристический хлеб. В этой
повести сосредоточена вся мистика, то есть весь таинственный смысл
Евхаристии: Христос в храме, Он здесь Сам присутствует реально, а не
символически, но в таинственном виде, скрытый и открытый одновременно.
В
поэтической форме о живой вере христианина в то, что Христос «остался с
нами», замечательно говорит в «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенев:
«Я
видел себя юношей, почти мальчиком в низкой деревенской церкви. —
Красными пятнышками теплились перед старинными образами восковые тонкие
свечи… Вдруг какой‑то человек подошёл сзади и стал со мною рядом. Я не
обернулся к нему, но тотчас почувствовал, что этот человек — Христос.
Умиление, любопытство, страх разом овладели мною. Я сделал над собою
усилие… и посмотрел на своего соседа… «Какой же это Христос! —
подумалось мне. — Такой простой, простой человек! Быть не может!» Я
отвернулся прочь. Но не успел я отвести взор от того простого человека,
как мне опять почудилось, что это именно Христос стоял со мной рядом».
Священник Георгий Чистяков "Господу помолимся"