В каждом православном храме над Царскими вратами помещается икона с изображением Тайной Вечери.
В
Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки, а также в Первом Послании к
Коринфянам о Тайной Вечере рассказывается достаточно подробно. В
Евангелии от Марка сказано: «В первый день опресноков, когда заколали
пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы
пойдём и приготовим» (Мк 14:12).
Пасха в ветхозаветной Церкви —
это праздник воспоминания об исходе из Египта, из дома рабства, о первой
ночи свободы. Вчерашние рабы, покидая Египет, обретают свободу, контуры
которой им ещё не понятны. По иудейскому лунному календарю Пасха
празднуется в один и тот же день, 15 нисана. По нашему
лунно-солнечному — юлианскому или григорианскому — календарю этот день
приходится на разные числа.
Заповедь о праздновании Пасхи есть уже
в книге Исход: «Наблюдай праздник опресноков… ибо в оном ты вышел из
Египта» (Исх 23:15). В ирмосе первой песни одного из канонов, который
поётся во время утрени, так повествуется об этом событии: «Яко посуху,
пешешествовал Израиль по бездне стопами…»
В этот день евреи выпекали пресный хлеб — мацот —
в знак того, что они спешили, покидая Египет, и поэтому не могли испечь
хлеб квасной. Кроме того, закваска — это символ брожения, разложения;
опреснок же, наоборот, символ чистоты, нетронутости разложением. Поэтому
в иудейских семьях с глубокой древности и доныне за два дня до Пасхи —
13 числа месяца нисана — хозяин уничтожает закваску, чтобы в доме не
осталось квасного хлеба. В этот день в Иерусалимском храме закалывался
пасхальный агнец. После разрушения Храма этот обычай был упразднён. Но
до сих пор в память о том, как евреи первый раз испекли мацот, каждую весну, к каждой Пасхе печётся этот пресный хлеб.
Пасхальная трапеза на иврите называется словом седер
(порядок). На ней обязательны пасхальный агнец (после разрушения Храма
императором Юстинианом агнец стал заменяться кусочком мацы), мацот;
чаша солёной воды, символизирующая слезы, пролитые евреями в Египте, и
вместе с тем — солёные воды Красного моря, через которое «яко посуху»
перешёл Израиль, уходя из рабства на свободу; набор горьких трав (марор), напоминающий о горечи рабства; хорошет —
паста из яблок, фиников, веточек корицы и ореха — в память о тех
кирпичах из соломы и глины, которые иудеи делали в Египте, когда были
рабами; четыре чаши вина — как символ четырёх обещаний Бога Своему
народу: вывести его из-под ига, спасти, принять к Себе и быть его Богом.
Главное в празднике Пасхи у иудеев — циккарон
(воспоминание). В одном из талмудических трактатов, где говорится, как
надо праздновать Пасху, есть такие слова: «Во всяком поколении всякий
человек должен почувствовать, будто это он сам вышел из Египта». Не его
далёкие-далёкие предки три с лишним тысячи лет назад, а именно он сам.
…Ученики
спрашивают Христа, где им приготовить пасху. Спаситель посылает их в
дом, где они должны найти — и находят — верхнюю горницу, устланную
коврами. В этой горнице, «когда настал час, Он возлёг, и двенадцать
апостолов с Ним» (Лк 22:8-14). Глагол «возлечь» указывает на одно очень
важное обстоятельство. За пасхальной трапезой возлежали, подчёркивая тем
самым, что это трапеза свободных людей. Раб ест стоя, в спешке
заглатывая куски, — у него нет времени для трапезы. Свободный человек за
трапезой может полулежать. О том, что «Он возлёг» и «они возлежали»,
говорится ещё в двух стихах — в Евангелиях от Матфея (26:20) и от Марка
(14:18).
Иисус берёт хлеб, затем вино. Хлеб и вино — два центральных элемента Тайной Вечери, как и на пасхальном седере у иудеев. Евангелист Лука упоминает чашу — по-гречески она названа триблион,
а святые Кирилл и Мефодий перевели это слово как «солило». Солило —
чаша с солёной водой. Славянские первоучители перевели это слово по
смыслу, а не буквально. Из Евангелия от Иоанна понятно, что это была
чаша с какой-то жидкостью, ибо Иисус обмакнул в неё хлеб. По-гречески
прямо о жидкости не говорится, но употреблено причастие бапсас, то есть «обмакнув» (в какую-то жидкость) кусок хлеба. Затем Иисус дал его Иуде.
Совершая Тайную Вечерю, Господь говорит: «Сие творите в Моё воспоминание» — это значит, что Он употребил слово циккарон,
которое так важно в пасхальном ритуале иудеев. Наконец, в Евангелии от
Луки (22:17-18) говорится ещё об одной чаше с вином, кроме той, которую
Иисус взял в конце Тайной Вечери и благословил со словами: «…сия чаша
есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22:20). В
самом начале Вечери Он, «взяв чашу и благодарив, сказал: примите её и
разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода
виноградного, доколе не придёт Царствие Божие». И затем, «взяв хлеб и
благодарив, преломил». Для прежних толкователей Евангелия это место, где
говорится о первой чаше, всегда было очень трудным. Зачем она, эта
чаша, в начале трапезы? Но если мы заглянем в пасхальную Агаду
(практическое руководство, по которому совершается пасхальная трапеза у
иудеев), то узнаем, что трапеза начинается с обычая, именуемого кидуш
(освящение). Глава семьи берёт чашу, благословляет, читает над ней
молитву, и затем эта чаша передаётся по кругу. И каждый читает над чашей
примерно такую молитву: «Благословен Ты, Бог Вседержитель, Царь
Вселенной, сотворивший плод виноградный». В Евангелии же Спаситель
говорит: «Не буду пить от плода виноградного» (Лк 22:18), т. е.
как бы повторяет слова из этой молитвы. Чаша, с которой начинается
пасхальная трапеза у иудеев, и есть, без сомнения, та чаша, о которой
идёт речь в Евангелии от Луки.
Сравнивая евангельский рассказ с
пасхальной Агадой, мы видим, что Господь на Тайной Вечере совершает
пасхальный седер; вместе с тем на этой трапезе — как мы знаем из
Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, из Первого Послания к Коринфянам
апостола Павла — нет пасхального агнца, хотя в это время Иерусалимский
храм ещё не был разрушен и бытовал обычай заклания. Возникает вопрос:
почему же нет агнца на Тайной Вечере? Ответить на него нам помогает
апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам: «Пасха наша, Христос,
заклан за нас» (1 Кор 5:7); иными словами, Иисус — наш пасхальный Агнец.
До апостола Павла об этом же говорит Иоанн Предтеча, прямо называя
Спасителя Агнцем Божиим: «Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грех
мира» (Ин 1:29). Общеизвестно, что в первые века церковной истории
Христос обычно изображался в виде Агнца. Сегодня просфора, на которой во
время Литургии совершается таинство Евхаристии, называется агничной, из неё вырезается евхаристический хлеб — «агнец».
Итак,
Иисус берёт хлеб и благословляет его, произнеся молитву, и затем
говорит: «…сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся» (Лк 22:19). «Сие
есть Тело Моё» — это восклицание напоминает фразу из Агады: «Сие
есть скудный хлеб, который ели наши предки в земле египетской». Это ещё
одна параллель Тайной Вечери с пасхальной трапезой иудеев.
Как и положено по пасхальной Агаде,
Христос в конце Тайной Вечери, это подчёркивает апостол Павел, берёт
чашу с вином и благословляет её. Этим кончается пасхальная трапеза.
Благословляя чашу с вином, Христос произносит: «…сие есть Кровь Моя
нового завета» (Мф 26:28), цитируя слова из книги Исход (24:8). Итак,
Иисус осуществил ритуал, который тысячу с лишним лет ежегодно совершался
в Палестине. Но при этом Он дал людям не хлеб и вино, а Себя Самого в
виде хлеба и вина: «Приимите, ядите…» Не скудный хлеб, а Тело Своё и
Кровь Свою.
В конце XIX — начале XX века русские философы В.
Соловьёв, Н. Бердяев и другие задавались вопросом: чем христианство
отличается от всего остального, что накоплено человечеством за
тысячелетия истории? И приходили к одному и тому же ответу: западные
(римские, греческие) и восточные (индийские, китайские, египетские)
учителя — все предлагали людям своё учение. Христос же предложил Самого Себя.
Эта главная отличительная черта христианства наиболее полно проявилась
именно в Тайной Вечере. Ещё раньше Христос говорил об этом прямо,
восклицая: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить
вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь
мира» (Ин 6:51). И далее: «…истинно, истинно говорю вам: если не будете
есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в
себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я
воскрешу его в последний день» (Ин 6:53-54).
В повторении той
Тайной Вечери, когда накануне Своих страданий Господь научил учеников
таинству Евхаристии, заключается основа христианской жизни. «Сие творите
в Моё воспоминание», — говорит Иисус в конце Тайной Вечери (Лк 22:19),
поэтому повторение Тайной Вечери по этим Его словам становится Литургией
нашей Церкви.
Подобно тому как иудей, совершающий седер,
ощущает, что это он сам ушёл из египетского плена, так и христианин
чувствует себя во время Евхаристии участником Тайной Вечери. Мы выражаем
это чувство в молитве, которая читается перед причастием: «Вечери Твоея
Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими».
В
пасхальную ночь древняя трапеза приобретает у Христа и Его учеников
новый, мистический смысл. Известный французский богослов Луи Буйе сказал
об этом: «Всю новизну Евангелия Господь ввёл в тщательно соблюдённые
линии торжественного чина, насыщенного самыми чтимыми преданиями
Израиля». И это действительно так.
Важно иметь в виду, что
евхаристическая мистика — это не мистика для элиты, узкого круга
посвящённых, это мистика, доступная каждому. Потому что даже тот, кто в
силу каких-то причин не может поверить в пресуществление, преложение
Святых Даров, приступает к Святым Тайнам, причащается по слову Иисуса:
«Сие творите в Моё воспоминание». И каждый, кто любит Христа, становится
подлинным участником Тайной Вечери, творя сие в воспоминание об Иисусе,
даже если не понимает до конца, в чём смысл Евхаристии.
Но всё же — пасхальный ли седер совершил Господь в тот вечер со Своими учениками?
В
некоторых комментариях к Новому Завету утверждается, что между
синоптическими Евангелиями — от Матфея, от Марка и от Луки — и
Евангелием от Иоанна существуют серьёзные противоречия в датировке
трапезы Христа. Я уже говорил о некоторых чертах иудейского седера.
Так вот, из начала 14-й главы Евангелия от Марка становится ясно, что
Иисус совершает пасхальную трапезу в первый день опресноков. Можно найти
и другие детали, подтверждающие, что в рассказах трёх евангелистов речь
идёт именно о пасхальном седере.
Но что говорит евангелист Иоанн?
Иисус схвачен, и Его ведут от Каиафы в преторию. «Было утро; и они (иудеи. — Г.Ч.) не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ин 18:28).
Значит,
Господь уже под стражей, а пасхальная трапеза ещё не началась.
Следующая глава: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И
сказал Пилат иудеям: се, Царь ваш!» (Ин 19:14).
Значит, Иисус уже
под стражей, а ещё только пятница перед Пасхой. Ранее, в начале 13-й
главы, тоже подчёркивается, что Вечеря совершается перед праздником
Пасхи. Евангелисту Иоанну вторит Талмуд, где в одном из трактатов
говорится, что Иешуа бен Пантере, то есть Иисус Сын Девы, был казнён
вечером накануне Пасхи. Встаёт вопрос: кто же прав — синоптики или Иоанн
и, соответственно, Талмуд?
Светские учёные пытаются ответить
именно на этот вопрос: кто прав? Мы же знаем, что Священное Писание не
ошибается. Значит, просто нужно понять, в чём суть данного
несоответствия. Если читать евангельский текст неглубоко, поверхностно,
то может показаться, что в Писании есть противоречия. Но если изучать
его углублённо, то оказывается, что противоречий в нём нет.
Похоже,
что Иисус действительно умер накануне Пасхи, потому что, во-первых,
рассказ о страстях Христовых в Евангелии от Иоанна в высшей степени
надёжен. Как показывают исследования текста, это очень древний рассказ.
Во-вторых, такие не похожие один на другой источники, как Евангелие от
Иоанна и Талмуд, говорят об одном и том же. А когда два как бы
взаимоисключающих источника сообщают одну и ту лее информацию, это
достаточно надёжное свидетельство её подлинности.
С другой стороны, у синоптиков описана, конечно, пасхальная трапеза. Но на этой пасхальной трапезе нет агнца…
Его и не могло быть, потому что эта трапеза совершена Спасителем заранее.
Если мы откроем любой пророческий текст — книги пророков Исайи,
Иеремии, Иезекииля, — то увидим, что многие речения пророков устремлены в
будущее. Они говорят о том, что будет в далёком будущем, через восемь,
девять, десять веков. В Евангелиях же как раз наоборот, ключевые слова в
них — «ныне», «сегодня». Иисус говорит: «Ныне прославился Сын
Человеческий» (Ин 13:31); «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:43);
«Ныне пришло спасение дому сему» (Лк 19:9); «Ныне исполнилось писание
сие» (Лк 4:21)… «Но настанет время, и настало уже», — дважды говорит
Иисус в Евангелии от Иоанна (4:23; 5:25). Иными словами, всё христианство — это будущее, которое осуществляется ныне. «И Царство Твое, — молимся мы во время Литургии, — даровал еси (то есть уже даровал. — Г.Ч.)
будущее». Христиане средних веков считали, что Царство Божие — это то,
что ждёт человека когда-то в будущем, после смерти. Но мы знаем, что это
Царство уже даровано нам. Христианство и есть наше сегодняшнее
бесстрашное вхождение в будущее. Подчёркивая это, Господь и совершает
трапезу заранее, показывая, что Он с апостолами входит в будущее.
Мы
становимся гражданами будущего через евхаристическое общение. Если это
понять, то станет ясно, что противоречий в текстах синоптиков и Иоанна
нет — потому что синоптики рассказывают нам об обстоятельствах Тайной
Вечери, а Иоанн точно датирует её и повторяет слова Спасителя: «Настанет
время, и настало уже». Это и есть наше вхождение в будущее.
В
Евангелии от Луки (гл. 24) есть рассказ ещё об одной трапезе. По дороге в
Эммаус Иисус толкует ученикам Писание, а затем берёт хлеб,
благословляет, преломляет и даёт им. Сравним этот рассказ с
повествованием о том, как совершает таинство Евхаристии апостол Павел. В
Троаде, «когда ученики собрались для преломления хлеба», Павел
«беседовал с ними и продолжил слово до полуночи», а затем преломил хлеб
(Деян 20:7). Святой Иустин Мученик, живший во II в., рассказывает о том,
что во время таинства Евхаристии сначала читались одно из Посланий
апостола Павла и пророческие тексты, затем произносилась проповедь,
после чего совершались молитвы и Евхаристия.
Таким образом,
таинство Евхаристии, или Преломления хлеба, соединялось с чтением
Писания и проповедью. И доныне Литургия состоит из двух частей: Литургии
оглашенных, или Литургии слова, когда поются 102-й и 145-й
псалмы, начало Нагорной проповеди — «Блаженны нищие духом», а затем
читается текст одного из апостольских Посланий и произносится проповедь;
и Литургии верных, когда, собственно, и совершается таинство
Евхаристии. Тексты из 20-й главы Деяний святых апостолов и свидетельство
Иустина Мученика показывают, что структура обедни восходит к
апостольским временам. Об этом же делении Литургии на две равнозначных
части говорит и латинское её название — missa; блаженный Августин объясняет, что после проповеди бывает «мисса (от латинского глагола mittere —
«отпускать») для катехуменов» (оглашенных, ещё не крещённых), они
отпускаются, и «остаются верные». Слово «верные» употреблено здесь не
случайно — служба, совершаемая после того, как катехумены отпущены,
называется Литургией верных.
Итак, Господь использует древний
ритуал, который к моменту Тайной Вечери насчитывает уже более тысячи лет
истории. Если мы посмотрим богослужебные книги иудеев, то обнаружим там
те же элементы службы, которые присутствуют в Литургиях Иоанна
Златоуста или Василия Великого. Это и приношение даров, и каждение, и
омовение рук, и диалог того, кто совершает службу, с молящимися. У
иудеев раввин говорит: «Принесём благодарение». «Да будет благословенно
имя Господне», — отвечают ему молящиеся. «Благодарим Господа!» —
восклицает сегодня священник Православной Церкви. «Достойно и праведно
есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и
Нераздельней», — отвечает ему хор. «Вашим согласием мы благословим Того,
Кто дал нам участвовать в Его благах!» — восклицает затем возглавляющий
службу у иудеев. И это тоже напоминает наше священническое восклицание:
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа… буди со всеми вами!»
Важно
понять, что Христос всю новизну Евангелия вкладывает в древний ритуал.
Возможно, именно благодаря этому литургическая мистика оказывается
доступной не избранным, но каждому. Литургия даёт верующему возможность
жить в полноте мистического единения со Христом. Через неё достигается
глубокое мистическое и интимное единение каждого со Христом.
Но в
то же время — ив этом коренное отличие мистики христианства от любой
другой мистики — через неё достигается не только единение верующего с
Богом, но и единение всех участников таинства друг с другом, причём
равно живых и умерших. Христос — Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова —
не Бог мёртвых, но Бог живых. У Бога — все живы! В Евангелии от Иоанна
говорится, что Иисус умер, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино.
«Дидахе» —
учение двенадцати апостолов — древний христианский текст, датируемый
примерно концом I в., когда ещё были живы непосредственные ученики
апостолов, даёт нам замечательный литургический текст, молитву: «Подобно
тому, как этот хлеб был разбросан по горам, а затем собран воедино, так
даруй, Господи, чтобы Церковь собралась воедино со всех концов земли в
единое Царство». Апостол Павел говорит: «Один хлеб, и мы многие одно
тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор 10:17).
Это
мистическое единение всех в единое тело очень непохоже на нехристианские
мистические системы, где человек восстанавливая связь с Богом,
наоборот, рвёт связи с окружающими его людьми; оставаясь наедине с
Богом, он уходит, отрывается от людей, противопоставляет себя им. В
христианстве, в православии этого нет, никогда не было и, будем
надеяться, не будет — иначе это уже будет не православие.
В
христианстве, чем мы ближе к Богу, тем ближе к людям. Христианин не
может быть равнодушным к тому, что творится вокруг него. Наше
мистическое единение с Богом направлено не на разрывание связей с миром,
а, наоборот, на укрепление этих связей. Поэтому таинству Евхаристии
предшествует «поцелуй мира», когда диакон, обращаясь к молящимся,
восклицает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». К
сожалению, с течением веков в православном храме на Руси диакон стал
произносить эти слова, стоя перед вратами лицом к алтарю, а не к людям. А
вот у православных арабов диакон и сегодня обращается с этими словами
именно к людям, а не к закрытым Царским вратам. Вообще, сравнивая опыт
евхаристического служения в разных поместных Православных Церквах, можно
глубже понять сущностные его моменты. Однажды я был на Литургии у
студентов-арабов. Во время пения молитвы «Отче наш» все присутствующие
взялись за руки, как это делают дети во время праздников. Этот обычай
показался мне очень хорошим. Ведь именно о таких отношениях между
верующими говорится в Библии: «Как хорошо и как приятно жить братьям
вместе!» (Пс 132:1).
На Литургии не должно быть просто
присутствующих, тех, кто пришёл «отстоять обедню». В Литургии участвуют
все. Скажем, в Литургии Западной Церкви сохранилось такое обращение
священника к людям: «Молитесь, братья и сестры, дабы моя и ваша жертва была угодна Богу Отцу Всемогущему!».
Сразу
после Тайной Вечери Спаситель умывает ноги своим ученикам, т. е.
предстаёт перед ними именно как диакон, как служа'щий. После этого в
прощальной беседе Он говорит: «Да любите друг друга!» Так что надо
помнить: Литургия всегда связана с воспоминанием о том, как Христос идёт
на Крест.
Почему Христос отдал нам Тело Своё и Кровь Свою вместо
того, чтобы спасти нас каким-то иным, мистическим образом? Бог может
всё. Он может войти в человека любым способом. Но Христос, взяв хлеб,
говорит: «Сие есть Плоть Моя», «Сие есть Тело Моё», — а затем берёт вино
со словами: «Сие есть Кровь Моя». Почему Плоть и Кровь?
Из целого
ряда мест Библии мы знаем, что словосочетание «плоть и кровь»
соответствует по значению прилагательному «человеческое». Иными словами,
Христос в таинстве Евхаристии отдаёт нам Своё Человечество, отдаёт нам
Себя именно как Человека, отдаёт нам не просто плоть, а Плоть ломимую,
не просто кровь, а Кровь, Которая проливается за нас. Это очень важный
момент Евхаристии, когда через таинство Христос входит в нас именно как
Человек. Как Бог Он может войти в нас любым образом, но как Человек Он
входит именно через Плоть и Кровь — через Святые Тайны во время
причащения.
Почему для совершения Тайной Вечери Спаситель
использует именно хлеб? Во-первых, наверное, потому, что именно хлеб
занимает центральное место в пасхальной трапезе у иудеев. Но кроме всего
прочего — это продукт, над получением которого люди трудятся вместе.
Одни пашут поле и сажают зёрна в землю, затем их собирают и везут на
мельницу. Другие мелют муку, третьи пекут хлеб и т. д. Таким образом,
уже сам хлеб объединяет нас. Поэтому Господь именно его прелагает Духом
Своим Святым в Своё Тело. И поэтому в евхаристическом хлебе Христос и
скрыт, и открыт одновременно. Он и материален, видим, ощутим, входит в
нас именно физически — и в то же время скрыт, мы не видим Его. Это
момент, который Нужно молитвенно принять в своё сердце.
Мы уже говорили, что пасхальная трапеза — это трапеза свободы. Не случайно пасхальная Агада начинается словами: «Рабами мы были в Египте». Были рабами, но стали
свободными. Об этой же свободе и об освобождающей силе Евхаристии
говорит Господь: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»
(Ин 8:36). А до этого: «Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои
ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин
8:31-32). Сам Христос говорит о Себе, что Он «путь и истина и жизнь» (Ин
14:6). «к свободе призваны вы, братия», — говорит апостол Павел в
Послании к Галатам (5:13). И выше: «Итак стойте в свободе, которую
даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал 5:1).
Значит, Евхаристия — это тоже трапеза свободы, это тоже момент, полностью освобождающий нас от какого бы то ни было ига, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор 3:17).
Во время эммаусской встречи воскресший Христос был узнан учениками, говорит евангелист Лука, в преломлении хлеба (гл. 24). Евхаристия — это ещё и таинство узнавания Иисуса, когда мы по-настоящему узнаём Христа — не о Нём, а Его Самого, встречаемся с Ним лицом к лицу.
Христос по-еврейски — Машиах,
Мессия. А из пророчества Исайи (гл. 25) мы знаем, что, когда придёт
Мессия, Он устроит пир — тот мессианский пир, которого так ждали иудеи.
Этот пир — та трапеза, о которой Господь постоянно говорит в Евангелии. В
Евангелии от Матфея (гл. 22) Спаситель рассказывает притчу о царе,
который устроил брачный пир для своего сына. Царь всех зовёт на этот
пир. В Евангелии от Луки есть притча о званных на вечерю хозяина.
Понятно, что под хозяином подразумевается Сам Бог. Слуги хозяина
собирают отовсюду людей на эту вечерю. Интересно, что в Евангелии от
Луки этой притче предшествует восклицание человека, который обращается к
Иисусу: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» (Лк 14:15). Это
сказано о каждом из нас, кто становится причастником Тайной Вечери. Ещё
раньше, например, в 11-й главе Евангелия от Матфея, Господь ест и пьёт
со Своими учениками, через трапезу соединяя их.
«Для чего Учитель ваш ест и пьёт с мытарями и грешниками?» -
спрашивают фарисеи Его учеников (Мф 9:11). А что доныне делает Христос
за каждой Литургией? Кто мы, как не «мытари и грешники»? «Почему Он ест и
пьет с ними?» — спрашивают благочестивые люди. А Христос отвечает:
«Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?» (Мк
2:19). «Поститься», — сказано у Марка, а это значит, не есть, потому что
исконное значение этого слова в Библии — «не есть», или «печалиться»,
как сказано у Матфея (9:15). «Можете ли вы заставить сынов чертога
брачного поститься, когда с ними жених?» — говорит Господь (Лк 5:34).
Итак,
христианство — это всегда Трапеза, Вечеря, соединяющая людей воедино
вокруг Христа, Который с ними ест и пьет. (Из других мест Евангелия мы
знаем, что Жених — это Сам Христос; Жених, Который грядёт в полунощи).
Вера
в присутствие Божие во время трапезы издавна и глубоко была укоренена в
иудейской религии. В одном из талмудических трактатов раввин Шимон бен
Йохай говорит: «Если трое вместе за трапезой не говорят о Торе, то они
совершают языческое жертвоприношение. Если же трое за совместной
трапезой говорят о Торе, они вкушают хлеб за трапезой у Бога». Говорить о
Торе — значит читать Слово Божие и пояснять его. Таким образом, тот,
кто за трапезой возглашает Слово Божие, ест хлеб у Бога в Царстве
Небесном. Он как раз и есть тот, кто «блажен, ибо вкусит хлеба в Царстве
Божием» (Лк 14:15).
В 20-й главе Деяний святых апостолов
рассказывается о том, как совершал Евхаристию апостол Павел. Мы видим,
что он толкует Слово Божие ученикам, а затем преломляет хлеб. В Первом
Послании к Тимофею мы найдём еще одно важное свидетельство об этом.
Павел осуждает людей, «запрещающих… употреблять в пищу то, что Бог
сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением (то
есть с Евхаристией. — Г.Ч.). Ибо всякое творение Божие хорошо, и
ничто не предосудительно, если принимается с благодарением; потому что
освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим 4:3-5).
Как видим, в
Послании подчёркивается, что благодарение соединяется с возвещением
Слова Божия. Как в Слове Своём присутствует Сам Бог, так присутствует Он
в Святых Тайнах. Во время Литургии оглашенных Господь присутствует в
нас через Слово Своё, возглашаемое с амвона, а во время Литургии верных
Христос присутствует среди нас в Святых Тайнах, преложенных в Его Тело и
Его Кровь.
Таинство Евхаристии, или Тайной Вечери, которая
совершается по слову Христову: «Сие творите в Моё воспоминание», есть
прежде всего таинство нашей встречи со Христом и соединения всех нас в
одно целое, в Его Церковь.
Страшно, когда зачастую причащение
Святых Тайн во время Литургии воспринимается как некая награда за
хорошее поведение. Это не награда, а лекарство, это единственный способ
прорыва к Богу! Один святой говорил: «Ты недостоин участвовать в
Евхаристии, причащаться. Да, недостоин, но тебе это необходимо!»
Известный
своей строгостью митрополит Антоний Сурожский говорит, что очень часто,
когда к нему приходит человек и исповедуется в каком-то тяжёлом грехе,
он не читает над ним разрешительную молитву, но, давая возможность этому
человеку глубже осознать свою греховность и сделать прорыв к Богу в
покаянии, причащает, допускает ко Святым Тайнам. Многим, воспитанным на
бытовом православии, это кажется чем-то чудовищным. Но это и есть
истинное православие. Потому что — с кем ест Христос? С мытарями и
грешниками. Христос приходит к падшим, чтобы дать им Себя Самого и
спасти.
Когда же мы говорим: «Я ещё недостаточно готов, я
недостаточно поговел» и т. п., мы уподобляемся человеку, который лежит в
постели с жаром и говорит: «Аспирин — это замечательно, но я сначала
вылечусь, а потом буду его принимать». Без Христа мы погибаем, без
Христа мы будем падать всё глубже и глубже. Он приходит, чтобы нас
спасти, Он протягивает нам руку, как апостолу Петру, а мы, не участвуя в
Его Тайной Вечере, её отталкиваем. Это очень важно постичь и через это
прорваться к Богу, потому что Он присутствует среди нас — но мы часто не
хотим этого видеть. На Тайной Вечере не может быть свидетелей,
зрителей, в Церкви — все участники, все принадлежат к царственному
священству, как об этом говорит апостол Пётр, к народу святому.
Священник Георгий Чистяков "Над строками Нового Завета"