Ангел мира и главопреклонные молитвы

С прошением об "ангеле мира" не все просто. 

Идея о том, что молящегося, идущего из храма домой, сопровождает этот ангел, восходит к эпохе Второго Храма, т. е. к дохристианскому преданию еще Ветхозаветной Церкви. Эта идея сохранилась не только в христианском, но и в иудейском предании (где рассказывается что-то вроде того, что в пятницу вечером мужчину, идущего из синагоги, сопровождают два ангела - хороший и плохой. Если, войдя домой, мужчина видит накрытый субботний стол и горящие субботние свечи (это должна обеспечить жена или мать), плохой ангел отступает; ну и наоборот).

В христианском предании этот "ангел мира" обычно отождествляется с Ангелом-хранителем, но иногда (у некоторых Отцов) - с Самим Христом.

Но, на самом деле, главное не то, кого именно понимать под "ангелом мира", а то, что прошение об "ангеле мира" - это как бы сигнал, предвещающий окончание службы. Просительные ектении когда-то завершали собой службы, о чем свидетельствуют главопреклонные молитвы, всегда - кроме ектении после великого входа, у которой своя история, - идущие вскоре после просительной ектении. Главопреклонная молитва - древняя замена еще более древнего возложения руки предстоятеля на каждого молящегося, т. е. преподание каждому персонального благословения перед выходом того из храма (отсюда же происходит, кстати, и целование Креста в конце литургии).

(Напомню, на вечерне и на утрене сейчас по одной главопреклонной молитве (а то, что идет после них - добавление к древнейшей основе службы), а на литургии - три: оглашенных (которые после этого должны уйти), НЕпричащающихся верных (после просительной ектении "Вся святыя" и "Отче наш"; именно с тем, что уйти могут не все, а только НЕпричащающиеся, диакон говорит здесь "Главы ваша" вместо "Главы наша"*), причащающихся верных (=заамвонная молитва; диакон неспроста стоит на ней с преклоненной головой - соответствующего возгласа здесь нет, поскольку имеет место прямое приглашение)).

Т. е. раз мы молимся об "ангеле мира" - значит, мы думаем о том, что скоро для нас или хотя бы для какой-то части молящихся служба подойдет к концу. "Ангел мира" - это та Божия помощь, которая не должна оставить нас вне храма. Если в храме мы все - под "крилом крилу" Самого Бога, то вне храма нас должен охранять "ангел мира".

В общем, прошение об "ангеле мира" - это прошение о том, чтобы и вне храма, среди житейских волн, мы оставались сохранены так же, как в самом храме.

--------------------
* Эту практику (дать людям законную возможность уйти до причащения) ввели где-то в конце IV века - когда причащение происходило под двумя видами, а храмы были большими, оно длилось долго и непричащающиеся начинали со скуки плохо себя вести (об этом подробно говорит, например, свт. Иоанн Златоуст). Вот для них и ввели дополнительную главопреклонную молитву - чтоб не ждали.

В литургии свт. Василия эту молитву сейчас переделали в молитву перед причащением (я имею в виду содержание самой молитвы; переделали потому, что с заменой огромных базилик небольшими храмами и уменьшением времени причащения давным-давно позабыли, зачем она была когда-то введена), а вот в литургии Злаутоста она доныне осталась по содержанию примерно такой же, как и ее пара - заамвонная молитва (т. е. в ней говорится о мирских делах - и это понятно, ведь люди возвращаются из храма к своим повседневным заботам).

Кстати, практика уходить на "Святая святым" (т. е. ровно после этой молитвы!) тем, кто не может или не хочет ждать до конца литургии, доныне очень даже жива.

Священник Михаил Желтов
Источник

Примечание иеромонаха Макария (Маркиша): В чине Литургии нет ничего, что относилось бы к людям, которые "не будут причащаться и хотят сейчас уйти": это практика поздняя.

Исторически возглас этот и последующая за ним молитва были обращены к диаконам, которые должны были нести Св. Дары больным и престарелым, кто не мог прийти в храм.