Литургия Преждеосвященных Даров

Литургию Преждеосвященных Даров можно, не преувеличивая, называть сердцевиной или центром великопостных богослужений. В некоторых старинных рукописных служебниках она носит название «Литургия Великой Четыредесятницы». И действительно, она является самым характерным богослужением этого священного времени года. К сожалению, есть немало православных людей, которые редко в своей жизни бывали на этой службе; а некоторые даже и не знают о ее существовании. Не будем их здесь осуждать; тем более что богослужение это совершается по средам и пятницам, то есть по будним, рабочим дням великопостного времени...

Имя этой службы раскрывает нам самую сущность ее: она является именно Литургией «Даров Преждеосвященных». Этим она отличается от Литургии Василия Великого или Литургии Иоанна Златоуста, на которых совершается приношение и освящение Даров. Здесь же предлагаются нам Дары «Преждеосвященные», то есть уже заранее освященные на одной из предшествующих литургий, которая служилась в иной день. Предлагаются нам эти Святые Дары, чтобы мы имели возможность причащаться от них и освящаться ими. Другими словами: Литургия Преждеосвященных Даров — это, в сущности, не «литургия» в таком смысле, как бывают обычные литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого, а особый чин Причащения.

Чтобы понять причины возникновения такого чина, надо нам обратиться к его истории. Корни его восходят к древнейшей практике нашей Церкви. В наши дни верующие причащаются обыкновенно в те или иные — более или менее — определенные сроки времени. В первых же веках христианской истории было иначе: христиане приступали к Святым Тайнам на каждой литургии; и только те из них, которые пали в тяжелые согрешения, отлучались от Причащения Святых Таин на то или другое время. Таким образом, верующие причащались всегда по воскресеньям и субботам, а в остальные дни — всегда тогда, когда еще служилась Литургия среди недели, что зависело и от местных условий, и от тех праздников, которые падали среди недели. Святитель Василий Великий свидетельствует, что в его время причащались в его церкви обыкновенно четыре раза в течение недели, а именно: в среду, в пятницу, в субботу и в воскресенье (святитель Василий, письмо 93).

Существовал даже обычай, что верующие, когда не было литургий среди недели, причащались частным образом от Святых Даров, оставшихся от воскресной Литургии. О таком обычае говорит также святитель Василий Великий. И на основании этого обычая выкристаллизовывалось в монастырях особое последование молитв: все монахи молились совместно перед Причастием; а после него они также совместно благодарили Бога, Который их сподобил стать причастниками Святых Таин. Это совершалось после вечерни или же после девятого часа (около 3-х часов после полудня), так как древние отшельники постились до позднего часа, вкушая пищу весьма часто только один раз в день, вечером. Со временем это последование молитв принимало облик краткой службы, несколько похожей на чинопоследование Литургии. Так возникало так называемое «последование изобразительных» (совершаемое у нас после шестого или после девятого часа). Само название «изобразительная» говорит о том, что в этой службе, в какой-то мере, «отображается» чин Литургии. Итак, последование это служило первоначально чином Причащения в будни, когда не было Литургии. А в этом отношении оно оказалось предшественником нашей Литургии Преждеосвященных Даров.

Вернемся теперь к великопостному времени. В это время года Божественная Литургия совершается только по субботам и воскресеньям. Древний церковный обычай, который был подтвержден правилами соборов, запрещает совершение Литургии в будни Великого поста, так как эти дни должны быть всецело посвящены посту и покаянию. Совершение Божественной Литургии не соответствовало бы скорбному характеру этих дней. Литургия является пасхальной тайной, праздником Церкви, наполненным радостью и духовным ликованием.

Однако здесь возникал вопрос. Как говорит святитель Василий Великий, верующие его времени привыкли причащаться, кроме суббот и воскресных дней, еще, но крайней мере, два раза в неделю: в среду и пятницу. Но как причащаться без Литургии? Ответ был дан уже заранее: от Святых Даров, уже освященных раньше, на одной из предшествующих литургий. Мы находимся во время Великого поста. Но пост в те времена означал полное воздержание от всякой пищи до наступления захода солнца. А Причастие Святых Таин должно было увенчать, закончить постный день. Поэтому оно должно было в эти дни иметь место уже после вечерни.

И здесь мы возвращаемся из области истории в область нашей церковной практики. Чин Литургии Преждеосвященных Даров так и состоит из вечерни [1], в конце которой предлагаются Святые Преждеосвященные Дары и читаются приготовительные молитвы перед Причащением, совершается само Причащение и воссылаются после него благодарственные молитвы. Связь этой службы с Великим постом придает ей особый, «скорбный» характер — по выражению древнего «изъяснения» этой службы, носящего имя преподобного Феодора Студита. На вечерне поются покаянные песнопения. Священники носят темные облачения. На Святом Престоле и на священных сосудах, содержащих Святые Тайны, видим мы покрывала темного цвета. Молитвы исполнены чувствами смирения и умиления. Вообще, по выражению того же «изъяснения» преподобного Феодора, вся служба носит какой-то характер «особенно таинственный».

Начнем теперь краткое обозрение главных моментов самой службы, как она совершается, в течение многих веков и до сего дня, в наших храмах. Мы уже указали на те составные части, из которых она слагается: последование вечерни и чин Причащения.

Итак, первая часть Литургии Преждеосвященных Даров состоит, собственно, из великопостной вечерни, только с некоторыми особенностями. В конце последования часов, читаемых перед вечерней, священник облачается в священные одежды. Сама вечерня начинается — не возгласом, обычным для начала вечерни («Благословен Бог наш... »), а начальным возгласом Литургии:

Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа...

Потом читается, как на других вечернях, псалом «предначинательный» (Пс.103):

Благослови, душе моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело...

Этот псалом «предначинательный», восхваляющий Бога — Творца всего мира, является как бы «предисловием» вечерни, а вместе с ней и всего круга повседневных служб, так как, согласно ветхозаветному преданию, вечер с наступающей ночью считается началом дня или же суток.

После этого «предисловия» диакон (или, вместо него, сам священник) приглашает верующих к совместной молитве, произнося великую ектенью:

Миром Господу помолимся...

Потом снова читаются псалмы:

Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя…

Это кафизма 18-я (Пс. 119–133) — та часть Псалтири, которая назначена для чтения на будничных вечерних службах в Великом посту.

В то время, когда читаются в церкви эти псалмы, священник приготовляет Святые Дары на жертвеннике: переносится на жертвенник Преждеосвященный Агнец (Тело Христово, напоенное Честною Его Кровию), оставшийся после воскресной или субботней Литургии. Потом вливается в чашу простое вино с водой, и покрываются священные сосуды.

По окончании этих приготовлений и чтения кафизмы вечерняя служба продолжается пением обычных вечерних псалмов:

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя... [2]

Здесь вставляются те церковные песнопения (так называемые стихиры на «Господи, воззвах»), которые на данный день указаны в богослужебных книгах. И при окончании этих песнопений священнослужители совершают обычный вечерний вход — шествие во святой алтарь через Царские врата.

Потом предлагаются два чтения из Ветхого Завета: одно из книги Бытия, другое из книги Притчей Соломоновых. После первого чтения священник, осеняя народ светильником, возглашает:

Свет Христов просвещает всех! [3]

А после второго чтения начинается торжественно-умилительное пение:

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею — жертва вечерняя.

То есть: «Да направится молитва моя, как фимиам пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя». Слова эти взяты из вечернего (140-го) псалма. Во время этого пения совершается в алтаре каждение перед святым престолом и жертвенником. Пение это повторяется 6 раз, и при этом вставляются другие стихи из того же псалма:

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.

Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.

Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех [4].

Потом следует прилежное моление о всех членах Церкви, а также об оглашенных и (начиная со среды четвертой недели Поста) — особенно о тех из оглашенных, которые в этом году приготовляются «ко святому просвещению», то есть к Таинству святого Крещения, которое в древности совершалось в святую пасхальную ночь. И уже после отпущения всех оглашенных начинается вторая часть службы: чин Причащения.

Торжественное перенесение Святых Даров с жертвенника на святой престол сопровождается древней песнью:

Ныне силы небесныя
с нами невидимо служат;
се бо, входит Царь славы,
се — Жертва тайная совершена дориносится [5].
Верою и любовию приступим,
да причастницы жизни вечныя будем.
Аллилуиа.

Этот вход Даров, уже освященных, совершается с крайним благоговением, и все верующие в храме падают ниц. Начинается теперь непосредственное приготовление к Святому Причащению, заключающее в себе преимущественно молитву Господню («Отче наш, Иже еси на Небесех!... Хлеб наш насущный даждь нам днесь... »). Потом совершается само Причащение и следует благодарение после него. И в заключение всей службы произносится молитва «заамвонная» [6], которая отличается особой красотой.

В этой молитве отражается связь между служением Литургии Преждеосвященных Даров и постным временем. Святая Четыредесятница — время подвигов, время тяжкой борьбы. Но победа над невидимыми врагами, несомненно, будет дана всем, которые «добрым подвигом» подвизаются. И уже недалек от нас день святого Воскресения.

«... Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение Поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых врагов сокрушити, победителем же греха явитися, и неосужденно достигнути поклонитися и святому Воскресению... »

Божественная Литургия Преждеосвященных Даров — одна из самых красивых и умилительных служб нашей Церкви. Но вместе с тем она является и неким настойчивым призывом к частому Причащению Божественных Таин. В ней слышен голос из глубины веков, голос живого, древнего предания Церкви. Голос этот говорит, что нельзя жить жизнью во Христе, если верующий не обновляет постоянно свою связь с источником жизни — причащаясь Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Ибо Христос есть «жизнь наша» (Кол. 3, 4).


Профессор Иоанн Фундулис
"«Весна постная, цвет покаяния…»: Восхождение к жизни вечной"

----------------------------------
Примечания

1) Литургия Преждеосвященных Даров должна, собственно, совершаться в конце дня, под вечер. По свидетельству Симеона Солунского, служится она «в девятом часу», то есть около трех часов пополудни. В настоящее время совершается она в большинстве храмов значительно раньше — ввиду немощи многих, не выдерживающих строгости полного воздержания от пищи до вечера.

2) Пс. 140, 141, 129, 116.

3) В древности зажигались после этого возгласа лампады в храме; а до этого момента им не полагалось гореть.

4) То есть: «Господи, к Тебе взываю, услышь меня! Внемли голосу молитвы моей, когда взываю к Тебе. Положи, Господи, охрану устам моим и дверь, ограждающую уста мои. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавства, не дай мне измышлять извинения дел греховных».

5) «Таинственная Жертва, которая уже совершена, входит окружаемая торжественной стражей (небесных сил)».— Песнь «Ныне силы небесныя» была введена в Византии в начале VII века (в 617 г.)

6) «Заамвонными» называются заключительные молитвы обычной Литургии и Литургии Преждеосвященных Даров, потому что священник произносит эти молитвы, стоя близ того места, где когда-то возвышался среди храма древний «амвон» — особенная каменная кафедра, откуда возвещалось Евангелие.