В
шестой главе Евангелия от Иоанна в проповеди, которую Христос произнес
в синагоге города Капернаум, Он говорит: «Я есмь хлеб жизни… Если не
будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете
иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6; 48, 53-56).
После
этих слов, как рассказывает апостол Иоанн, многие из учеников Христа
навсегда отошли от Него и никогда больше с Ним не ходили, настолько все
это было им непонятно.
Для обозначения слова «есть» в этом фрагменте в том числе использован древнегреческий глагол τρώγω, который означает не просто «есть», а даже «грызть», «глодать». Это невозможно толковать в каком-то аллегорическом или символическом смысле. Слово «есть» здесь можно понимать только в самом прямом, непосредственном значении этого слова – «употреблять в пищу». И отпавшие ученики Христа сочли Его слова слишком суровыми и жесткими в их непонятности: как же можно есть плоть и пить кровь? И почему это дает вечную жизнь? «Какие
странные слова! Кто может это слушать?» (Ин. 6; 60, 66). Русский
перевод опять смягчает древнегреческий оригинал. Вместо «странные слова»
здесь на самом деле написано прилагательное σκληρός, что значит «жесткий», «твердый», «неумолимый», «непреклонный».
Однако интересно, что по древнегречески название этого Таинства, слово ἡ εὐχαριστία (evharistia) значит «благодарность»,
«благодарение», «признательность». За что же в этом Таинстве благодарят
Бога? И почему чудо Евхаристии, которое Христос устанавливает в Тайную
Вечерю и которое теперь происходит на каждой Божественной Литургии,
являясь главным Таинством Церкви?
Дело в том, что посредством вкушения под видом евхаристического хлеба и вина Тела и Крови Иисуса Христа
происходит самое тесное и глубокое соединение человека с Богом, которое
только возможно здесь, на Земле. Бог принес Себя в Жертву: «Сие
есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и
чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие
творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Конф. 11, 23-24).
Евхаристия
называется по русски Причастием – через Него верующие становятся
непосредственно причастными Богу. Для приобщения к Себе Господь избрал
не какой-то изощренный, доступный только избранным интеллектуальный или
эстетический способ, а – самый простой, самый естественный, доступный
абсолютно всем – через пищу.