Слово «Агнец» означает ягненок, который в Ветхом завете приносился в жертву. В Священном Писании Агнец – это образ кроткого и терпеливого человека.
Перед совершением проскомидии диакон
испрашивает благословение. Священник, благословляя первую часть Литургии,
берет Агничную просфору и изображает трижды крест над просфорой со
словами: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Этими словами мы подтверждаем слова Иисуса Христа, который заповедывал
совершать хлебопреломление (в нынешнее время Таинство Святаго Причастия)
всегда в Его воспоминание: «Сие творите в Мое воспоминание» (1
Кор. 11, 24).
1) С правой стороны, со словами: «Как ягненок, Он был приведен на заклание»
2) С левой стороны: «И как агнец непорочный пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих»
3) С верхней стороны: «В унижении Его в правосудии Ему было отказано»
Эти слова, при надрезании трех сторон просфоры, означают кротость и
смирение Иисуса Христа, вольное и безгласное (безропотное)
долготерпение страданий.
4) С нижней стороны печати: «Но род Его кто изъяснит?»
Эти слова означают непостижимость рождения Христова.
Затем диакон произносит: «Подними, Владыко». Священник надрезает низ просфоры со словами: «Ибо отторгается от земли жизнь Его.
После слов диакона: «Заколи, Владыко»,
священник извлекает Агнец из просфоры, переворачивая печатью вниз,
полагает на дискос и делает глубокий крестообразный надрез говоря:
«Закалывается Агнец Божий, подъемлющий грех мира, за жизнь мира
и спасение».
Положение Агнца печатью вниз означает
жертвенного ягненка, который лежа гортанью вверх ждет заклания.
Крестообразное надрезание напоминает нам о крестной смерти
Иисуса Христа.
Воспоминая крестную смерть Спасителя,
совершается следующее событие, связанное с прободением воином ребер
Иисуса Христа. «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас
истекли кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно
свидетельство его» (Ин. 19, 34). Священник переворачивает Агнец печатью
вверх и прободает Его с правой стороны, после чего в потир вливается
вино смешанное с водой, символизирующие кровь и воду, истекшие из ребер
Христа. На этом приготовление вещества для Таинства
Евхаристии заканчивается.
Кровь пролитая Спасителем, была жертвой
спасения и примирения с Богом всего мира. Далее поминаются святые
прославленные, которые уже вполне воспользовались плодами этой жертвы.
Источник
***
1. Проскомидия. Предметы
2. Проскомидия. Вещество, которое используется на проскомидии
3. Проскомидия. Приготовление Агнца
4. Проскомидия. Богородичная просфора
5. Проскомидия. Девятичинная просфора
6. Проскомидия. Просфоры о здравии и упокоении
7. Проскомидия. Окончание проскомидии
***
1. Проскомидия. Предметы
2. Проскомидия. Вещество, которое используется на проскомидии
3. Проскомидия. Приготовление Агнца
4. Проскомидия. Богородичная просфора
5. Проскомидия. Девятичинная просфора
6. Проскомидия. Просфоры о здравии и упокоении
7. Проскомидия. Окончание проскомидии