Мы завершаем рассмотрение Божественной литургии. Причастники приобщились Святых Таин, и по завершении Трапезы Господней христианам предстоит осуществление важнейшей миссии Церкви: свидетельствовать об абсолютно новом (ином) состоянии человека — о мире, который они получили от Христа.
"Да исполнятся уста наша хваления..."
Напомним,
что по завершении причащения народа священник возвращается в алтарь,
ставит Чашу с Дарами на престол и затем, повернувшись лицом к народу,
благословляет его словами 27-го псалма: "Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое". Хор после этого исполняет песнопение: "Видехом свет истинный",
радостно утверждая от лица всех участников литургии, что мы увидели
свет истины, получили Духа Небесного, нашли веру истинную. Все это
побуждает человека к исполнению главного своего предназначения —
поклонению Нераздельной Троице, "Та бо нас спасла есть".
Во время пения священник кадит Святые Дары, находящиеся на престоле,
затем берет Чашу и творит ею знамение креста над антиминсом, произнося
тихо: "Благословен Бог наш". Потом, развернувшись с Чашей и встав в
Царских вратах, возглашает: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков" . Эти слова должны напоминать нам о непреложном обетовании Спасителя пребывать с нами до скончания века (см.: Мф. 28,
20). Священник приподымает Чашу и благословляет ею народ. А в ответ на
это благословение все присутствующие в храме, за исключением
причастившихся, полагают земной поклон перед Христом, являющимся нам в
Святых Дарах. Хор завершает это действие утвердительным "Аминь", и
священник переносит Чашу на жертвенник, произнося при этом слова из
107-го псалма "Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя" , ставит ее на жертвенник, кадит и поклоняется Святым Дарам, как возносящемуся Спасителю.
Священнодействия благословения Чашей народа и перенесения Даров на
жертвенник объясняются толкователями как момент последнего земного
свидания Спасителя с учениками и Его славного Вознесения: и когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк. 24,
51). Однако это также момент высочайшей, доселе невиданной славы для
человеческой природы, прославленной и вознесенной во Христе на
недостижимую прежде высоту — "одесную Отца" — как это утверждается в
Символе веры.
Во время перенесения Святых Даров на жертвенник хор поет хвалебное песнопение благодарения и молитвы: "Да
исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою,
яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным,
безсмертным и животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни, весь
день поучатися правде Твоей...". Это песнопение всегда исполняется
радостно, скоро, напоминая нам о пасхальности литургии как таковой — о
том откровении Царствия Божия, с которым соприкасаемся мы всякий раз при
служении Евхаристии.
"Мир мирови Твоему даруй..."
Вслед за песнопением "Да исполнятся уста наша..." диакон возглашает последнюю на литургии ектению, краткую и благодарственную: "Прости
приимше божественных, святых, пречистых, безсмертных, небесных и
животворящих, страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа",
"Заступи, спаси, помилуй...", "День весь совершен, свят, мирен и
безгрешен испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу
Богу предадим". "Про́сти" — здесь слово, передающее внутреннее и
внешнее состояние человека, с каким он и должен приобщаться страшных
Христовых Таин. Но это же настроение — простое, строгое, с прямым (не
лукавым) внутренним взглядом на себя и окружающий мир — должно быть
естественным, постоянным для христианина, соединившегося со Христом.
Только при таком условии внутреннего внимания к себе мы сможем провести
день так, как просим у Господа: "свят, мирен и безгрешен", чтобы не
прожить еще один день своей жизни, но предать всю нашу жизнь Богу.
Пока диакон произносит благодарственную ектению, иерей возвращается к
престолу, сворачивает антиминс, берет в руки напрестольное Евангелие и,
держа его вертикально, делает им знак креста над антиминсом, завершая
ектению возгласом: "Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков" .
При этом мы мысленно возвращаемся к недавно слышанным словам "Святая
святым" — последнему литургическому возгласу перед причащением.
Священник исповедует таким образом, что освящением нашим является один
Бог-Троица, и как бы ставит словесную печать на всю литургию:
совершилось наше освящение (и в этом смысле мы — святы), но святость не
есть наше собственное достояние, а дарованная Богом возможность
приобщиться в Небесном Царстве к ангельскому славословию: "Свят, свят,
свят, Господь Саваоф".
С этого момента начинается священнодействие напутствия христиан,
готовящихся выйти из храма по окончании литургии. Начало полагает
священник возгласом "С миром изыдем" , на что хор отвечает ему:
"О имени Господни". Как понимать этот краткий диалог? Иерей от лица
Самого Господа предлагает христианам по завершении службы покинуть храм с
миром, то есть не просто выйти из церкви, потому что то, для чего мы
пришли (литургия) закончилось, но вынести с собой (в себе) нечто такое,
чего нет за пределами храма. Причастник за литургией соединился со
Христом, имеет Его в себе и теперь призывается Богом распространить
дарованный мир Христов на все творение, освящая и преображая его,
восстанавливая связь с Богом всей твари, нарушенную при прародительском
грехопадении.
Словами "О имени Господни" стоящие в храме христиане подтверждают
свою готовность исполнить то, к чему призывает их Церковь, и испрашивают
себе благословения от Господа.
Перед чтением последней молитвы литургии диакон дает обычный возглас "Господу помолимся", хор отвечает "Господи, помилуй",
священник выходит из алтаря, спускается с солеи и встает почти среди
народа — за амвоном. Таким образом, по месту своего совершения эта
молитва получила название заамвонной. Приведем ее полностью: "Благословляяй
благословящыя Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающыя, спаси люди Твоя и
благослови достояние Твое, исполнение Церкви Твоея сохрани, освяти
любящыя благолепие дому Твоего. Ты тех возпрослави Божественною Твоею
силою, и не остави нас, уповающих на Тя, Мир мирови Твоему даруй,
церквам Твоим, священником, воинству и всем людям Твоим. Яко всякое
даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе Отца
светов..." .
После испрашивания благословения на всю Церковь, на народ Божий,
любящий благолепие храмов, а также просьбы к Богу не оставлять нас по
непреложному Своему обетованию, священник снова молит Его о даровании
нам мира Христова. Несомненно получив по прошению своему этот
Божественный дар, православное духовенство и народ призываются Богом к
очень непростой миссии — это "даяние благо", этот "дар совершен свыше"
донести до людей, находящихся вне храма, как благую и спасительную
весть.
После заамвонной молитвы священник Царскими вратами заходит в алтарь
и, после того как диакон подойдет к престолу, благословляет его на
потребление Святых Даров. Естественно, если священник служит без
диакона, то он потребляет Дары сам, но уже после закрытия Царских врат и
совершенного окончания литургии, которому предшествует последнее
богослужебное действие — отпуст.
Отпуст
Заключив заамвонную молитву обычным "Аминь", хор сначала трижды поет "Буди имя Господне благословенно отныне и до века",
а затем поется или читается 33-й псалом: "Благословлю Господа на всякое
время...". К сожалению, в наше время этот псалом часто опускается, хотя
это не совсем правильно, поскольку, по словам архимандрита Киприана
(Керна), он с древности входил в состав литургии и даже распевался во
время причащения как причастен, или киноник. Тем более его необходимо
вычитывать, так как он в первую очередь благодарственный, а затем уже
увещевательный, и его основное настроение лучше всего выражается девятым
стихом: "Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж иже уповает
Нань".
После 33-го псалма иерей преподает верующим благословение, с которого и начинается собственно отпуст: "Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков". "Аминь", — завершает хор. Затем священник прославляет Христа, единственную нашу надежду: "Слава
Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе". Хор отвечает: "Слава
Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь".
Иерей, взяв с престола крест, выходит на амвон для произнесения
богослужебного отпуста, который, согласно Уставу, варьируется по дням
недели и по праздникам. Например, в воскресный день и на Пасху отпуст
начинается так: "Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш...".
Далее поминаются Пресвятая Богородица, святые апостолы, обязательно
составитель литургии (святители Иоанн Златоуст или Василий Великий),
святые храма и текущего богослужебного дня. Затем священник спускается с
амвона, и народ подходит к нему, чтобы приложиться ко кресту и, таким
образом, получить окончательно благословение на выход из храма.
Литургия совершилась и закончена. Господи! Хорошо нам здесь быть (Мф. 17,
4), но надо отверзать затворенный ("Двери, двери...") храм и покидать
его. Причастники, воспринявшие "внутрь себя" Царство Христово (ср.: Лк. 17,
21), уносят его в своем сердце, но их, так же, как и всех остальных
людей, встречает за порогом храма мир — не тот мир Христов, который они
имеют в себе, а тот, который лежит во зле (1 Ин. 5,
19). Христиане, как посланники Царствия Небесного, не могут не
встретиться лицом к лицу с этим миром, который возненавидит их, потому
что они ему не принадлежат (см.: Ин. 17 ,14). Но Господь знал об этом с самого начала и к каждому христианину обращены Его слова: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33).
Статьи о Божественной литургии иеромонаха Дорофея (Баранова)
1. Благословенно Царство…
2. Литургия оглашенных
3. Литургия оглашенных (продолжение)
4. "Елицы вернии"
5. "Возлюбим друг друга…"
6. "Благодарим Господа"
7. "Твоя от Твоих…"
8. Великая тайна совершилась!
9. "Отче наш"
10. "Святая святым"
11. "Видехом свет истинный..."
12. "С миром изыдем"