С началом пения Символа веры мы вступаем в самую таинственную и духовно напряженную часть литургии — Евхаристический канон. Благоговейное внимание молящихся, тишина и глубочайшие по содержанию песнопения создают в это время в храме атмосферу действительного присутствия Божия.
Исповедание веры
Евхаристический канон предваряется Символом веры — молитвой-исповеданием, в которой в краткой и доступной форме изложены все основные положения православного вероучения. В пении участвует все молитвенное собрание, представляющее собою в этот момент единство Церкви, единомысленно исповедующей свою веру. Начало же всенародному пению Символа веры полагает возглашение диакона: "Двери, двери, премудростию вонмем". В Древней Церкви эти слова имели определенное практическое значение, когда привратники, стоявшие у дверей храма, после этого возгласа никого более не впускали и не выпускали из него. В наше время эти слова утратили свой первоначальный смысл. Тем не менее толкователи литургии говорят о необходимости благочестивых размышлений при этом диаконском повелении. Например, о том, что под именем дверей можно понимать наш ум, который должен быть затворен для всего мирского и суетного, в то время как уши наши должны быть отверсты для благоговейного слушания Символа веры и евхаристических молитв. Или, иначе, двери — это врата нашей души, которые должны быть открыты для благодати и закрыты для всего пагубного, чтобы достойно совершалось в нашей душе ничем не нарушаемое таинственное богослужение [1].
Несколько слов об истории Символа веры и его значении для христианина. В течение первых трех веков существования Церкви Христовой христиане не имели четкой словесной формулы-изложения собственной веры. Сначала в этом просто не было необходимости, однако затем, по мере того, как христианство распространялось все шире, и по мере появления различных еретических учений, она появилась и стала неотложно насущной. После того как христианская вера стала фактически государственной религией Римской империи (Миланский эдикт императора Константина в 313 году), появилась возможность собрать вместе предстоятелей (епископов) всех церковных общин со всех концов империи для обсуждения текущих вопросов церковной жизни. Так был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее, а в 381 году — Второй Вселенский Собор в столице, Константинополе (Царьграде). На этих Соборах был принят так называемый Никео-Цареградский Символ веры, формулирующий православное исповедание веры в Бога-Отца — Творца мира, в Богочеловека Иисуса Христа — единосущного Богу-Отцу, а также в Божество третьего Лица Пресвятой Троицы — Святого Духа. Никео-Цареградский Символ веры появился как реакция, ответ на распространившиеся пагубные лжеучения о Боге, проповедниками которых были еретики Арий и Македоний. Поскольку споры о вере не утихали и ереси, хотя и осужденные на Соборах, продолжали существовать и находить своих последователей, то в конце V и начале VI века Символ веры вводится в состав литургии как неизменяемая ее часть.
Итак, при возгласе "Двери, двери, премудростию вонмем" диакон
как бы повелевает народу "провозгласить, что они знают о Боге и во что
веруют,— провозгласить истинную премудрость.., которой мир не познал.
Для сей премудрости повелевает он отверсть все двери — и уста наши, и
уши наши. Для сей премудрости, говорит, отверзите; ее непрестанно и
произносите и слушайте, и делайте сие не леностно, а с ревностью и
внимая самим себе,— и они возглашают все исповедание — Символ веры" [2].
Надо также отметить, что в алтаре во время пения Символа веры
священник сам читает его и при этом поднимает воздух, покрывающий сосуды
на престоле, и колеблет им: "Это священнодействие совершается в знак
веяния над ними и скорого сошествия на них Святого Духа, подобно тому,
как и сошествию Святого Духа на апостолов предшествовало бурное дыхание
ветра. Кроме того, поднятие и колебание воздуха напоминает о
землетрясении при открытии гроба Господня…" [3].
"Станем добре, станем со страхом…"
После окончания пения Символа веры диакон торжественно и громко провозглашает: "Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносите",
то есть стоя со страхом и благоговением будем внимательны к тому, что
происходит. В этот момент нам начинает открываться истинный смысл
собрания на общую молитву (литургию) — это Возношение, или, по-гречески,
анафора. Мы и раньше знали, в чем цель этой службы, и неоднократно
призывались ко вниманию, чтобы воспринимать произносимую премудрость.
Однако этот момент — переломный, приготовление к чему-то действительно
великому, что требует от нас, в дополнение ко вниманию, еще и страха —
того страха Божия, совершенного страха, о котором говорит
пророк-псалмопевец Давид: бойтеся Господа вси святии Его (Пс.
33, 10). Поскольку наша литургическая цель — богообщение, то есть
пребывание с Богом, то, по слову аввы Дорофея, мы должны, навыкнув
первоначальному страху мучений и наказания, прийти к страху
совершенному, понуждающему нас, уже вкусивших сладости пребывания с
Богом, бояться лишиться ее [4].
Однако, будучи еще слабыми христианами, не имеющими совершенного
страха и даже часто забывающими о страхе первоначальном, наказании за
грех, мы можем убояться хотя бы того, что будет происходить с этой
минуты. Вот как об этом вдохновенно говорит священноисповедник Сергий
Правдолюбов: "Как изумительно раздвинулись стены Сионской горницы! Они
стали стенами вселенной, и горница Сиона готова принять под свою
таинственную сень верующих всех народов и стран, поставив их
непосредственно пред лицом Христа Спасителя, невидимо присутствующего в
священнодействии Тела и Крови, для того чтобы принять из Его пречистых
рук таинственное Приобщение…" [5].
Сразу вслед за призывом диакона народ устами хора отвечает: "Милость мира, жертву хваления".
Данные слова есть исповедание перед Богом, что мы сейчас собрались для
того, чтобы принести жертву: наше прощение (милость) — врагам, а
благодарное славословие (хваление) — Богу. Жертва — это основание любви,
ее выражение в конкретном действии. И со стороны Бога по отношению к
нам и всему миру "эта Жертва была действительно "милостью мира"
благодаря заслугам Христа Спасителя, Который сошел на землю и помирил
Бога с человеком; эту Жертву, принесшую нам мир, будем приносить как
жертву хвалы за наше спасение" [6].
После этого раздаются из алтаря три последовательно произносимых
возгласа священника, как бы разъясняющих, еще раз напоминающих
молитвенному собранию, к какой цели мы движемся и какими средствами ее
можно достигнуть. Первый возглас, более похожий на молитву, священник
произносит, повернувшись лицом к народу и благословляя его через
закрытые Царские врата [7]: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди (да будет) со всеми вами".
В этой молитве испрашивается нам от каждой Ипостаси Святой Троицы
высший дар: от Сына — благодать, от Отца — любовь, от Духа — причастие [8]. Народ (хор) отвечает священнику: "И со духом твоим".
Христианин должен "в эти слова вложить горячую молитву ко Господу об
отце своем духовном, и Господь благословит тогда и священника, и верного
духовного сына его, молящегося о нем" [9].
Это взаимное моление в духе братского единства всех христиан дает
священнику почувствовать, что за спиной у него о нем же молятся
единомысленные христиане (и это, безусловно, придает дополнительные
силы).
Далее евхаристический диалог предстоятеля и народа продолжается. Следующий возглас священника:"ГорЕ имеим сердца", то есть к небу духовному (Горнему миру) обратим сердца (помышления) наши. На что народ отвечает: "Имамы ко Господу",
что значит — они (сердца наши) уже обращены к Богу. Эти возгласы — одни
из самых древних в литургии и объясняются святыми отцами как увещевание
иереем молящихся и их утвердительный ответ на призыв мыслить в этот
момент только о Горнем (небесном).
Получив от народа уверение в том, что молящиеся полностью готовы к
совершению Евхаристии, священник, воздевая руки к небу, возглашает:
"Благодарим Господа". Хор же начинает петь песнопение: "Достойно и праведно есть покланятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней".
Это и есть момент исключительного благодарения, приносимого нами Богу,
содержание которого раскрывается в трогательной молитве, которую читает в
этот момент священник перед престолом: "Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя благодарити, Тебе покланятися на всяком месте владычествия Твоего…".
Эта молитва объемлет все стороны взаимоотношений Бога и человека: от
дарования нам бытия до возведения на Небо, в также дарованное нам
Царство будущего века. Эта молитва — наиболее полное выражение сущности
Евхаристии как смысла существования человеческого рода. Приведем здесь
размышления по этому поводу одного из лучших литургистов архимандрита
Киприана (Керна): "Евхаристия есть благодарственная Жертва, и именно при
чтении этой молитвы священник должен помнить о всем том, за что он
намеревается принести Богу свою благодарность… Следует и мирянам знать и
помнить, что нет более соответствующего и подходящего момента в
литургической жизни для принесения благодарности Богу, как именно эта
начальная евхаристическая молитва. При словах "Благодарим Господа" все
молитвенное собрание и каждый в отдельности христианин должны принести
Богу словесную и бескровную Жертву за все оказанные им Богом
благодеяния" [10].
[1] См. И. Дмитриевский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии (Часть III, глава VI).
[2] Св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии.
[3] А.И. Георгиевский. Чинопоследование Божественной литургии.
[4] Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение четвертое. О страхе Божием.
[5] Священноисповедник Сергий Правдолюбов. Объяснение Божественной литургии. ЖМП. №3. 2006.
[6] Там же.
[7] Впрочем, если совершается литургии архиерейским чином, или служит протоиерей, награжденный правом совершения литургии при открытых Царских вратах, или же идет Светлая седмица, то Царские врата бывают открыты.
[8] Св. Николай Кавасила. Указ. соч.
[9] Священноисповедник Сергий Правдолюбов. Указ. соч.
[10] Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия.
Статьи о Божественной литургии иеромонаха Дорофея (Баранова)
1. Благословенно Царство…
2. Литургия оглашенных
3. Литургия оглашенных (продолжение)
4. "Елицы вернии"
5. "Возлюбим друг друга…"
6. "Благодарим Господа"
7. "Твоя от Твоих…"
8. Великая тайна совершилась!
9. "Отче наш"
10. "Святая святым"
11. "Видехом свет истинный..."
12. "С миром изыдем"