"Отче наш"

После пресуществления предложенных Даров в Тело и Кровь Христовы Церковь молится ходатайственными молитвами за своих членов и за весь мир. Далее все молитвословия имеют приготовительный характер перед Причащением.

"И даждь нам единеми усты…"

Напомним о том, что все ходатайственные молитвы священник читает в алтаре тайно, за исключением возгласного поминовения Святейшего Патриарха и Правящего Архиерея. Последняя из этих молитв поминовения в последовании литургии следует за пением хором "И всех и вся", на этом мы и остановились в прошлый раз. Приведем эту тайную иерейскую молитву полностью, чтобы было понятно, каким образом в ней раскрывается всеобъемлющий характер литургического поминовения "всех и вся": "Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и страну, и верою живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и спасение их. Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах, и поминающих убогия, и на вся ны милости Твоя низпосли". Архимандрит Киприан (Керн) говорит по поводу этой молитвы, что она "сохранила много черт древней евхаристической молитвы и напоминает "апостольские" литургии седой христианской древности… с их заботливым отношением к повседневным нуждам человечества, к земледельческим, семейным и общественным нуждам…" [1]

Следующий затем иерейский возглас является молитвой о преображении "всех и вся" в осмысленное единство славословящих Бога: "И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков". В этой молитве священник просит Бога о даровании единодушия в главнейшем деле человека на земле — прославлении Бога. Мы уже говорили о том, что славословие и благодарение Господа являются тем самым искомым смыслом бытия человека (каждого в отдельности и всего человечества в целом), который так бесплодно ищут отвергающие Бога. Однако литургическая традиция основана на совместном участии, общей радости обретения смысла жизни, чтобы единство выражалось устами и исходило как бы из одного сердца. Господь сказал в самом начале истории, что не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 8), а затем уже устами пророка возвестил радость совместного бытия: Се что добро, или что красно, но еже житии братии вкупе [2] (Пс. 132, 1). Но только в Единой, Соборной и Апостольской Церкви — Теле Христовом — можно стать частью блаженного единства, прошение о котором и содержится в этой молитве-возгласе.

Завершаются продолжительные ходатайственные молитвы возгласом священника, который он произносит, повернувшись лицом к народу (хотя этого не видно за закрытыми Царскими вратами) и преподавая благословение: "И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами" . Хор так же, как и при благословении "мир всем" , привычно отвечает на это: "И со духом твоим" .

"Соединение веры и причастие Святаго Духа…"

Между освящением Даров и причащением духовенства содержатся предварительные молитвословия и действия, готовящие к Причастию как клириков, так и мирян. Их можно четко разделить на три части: во-первых, это тайная молитва священника о неосужденном причащении Святых Таин и сопровождающая ее просительная ектения, во-вторых, совместное пение молитвы Господней "Отче наш" и тайная иерейская молитва главопреклонения и наконец — возглашение "Святая святым", возношение Агнца и приготовление самих Даров к причащению. Рассмотрим эти действия по порядку.

После преподания священником благословения диакон выходит на амвон и начинает провозглашение ектении, называемой по первому прошению "Вся святые помянувше…". На литургии мы участвуем в теснейшем общении со всеми святыми (вспомним священнодействие проскомидии), поэтому снова поминаем их как наших ближайших ходатаев перед Богом. В общем эта ектения имеет просительный характер, однако следует подробнее остановиться на третьем ее прошении: "Яко да человеколюбец Бог наш, прием я во святый и пренебесный и мысленный Свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся". Как мы видим, оно отличается своей пространностью и непохожестью на другие, более часто произносимые прошения. Дадим разъяснение его на основании толкования литургии епископа Виссариона (Нечаева). О чем здесь совершается молитва? О "принесенных и освященных честных Дарех", как возглашает диакон непосредственно перед этим. Поэтому слова "прием я во… Свой жертвенник" (примет их… в Свой жертвенник) относятся ко Святым Дарам, находящимся в этот момент на престоле в алтаре. "Жертвенник сей называется в ектении "пренебесным", потому что Христос вознесся с Своею жертвою превыше всех небес, и "мысленным", потому что может быть предметом только духовного созерцания через веру и не должен быть понимаем чувственным образом" [3]. На этот жертвенник "Бог Отец "приемлет" Дары, принесенные Ему в жертву и освященные в Тело и Кровь Христовы на земных жертвенниках. Он их приемлет в том смысле, что взирает на них, как на равносильные с тою жертвою, которую некогда Иисус Христос принес на Кресте и которую доселе возносит на пренебесный жертвенник, как Примиритель человека с Богом" [4].

Далее следуют обычные возглашения просительной ектении, а священник в это время читает тайную иерейскую молитву: "Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеколюбче, и просим и молим, и мили ся деем [5]: сподоби нас причаститися небесных Твоих и страшных таин, сея священныя и духовныя трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд, или во осуждение". Конечно, очень жаль, что этой молитвой (такова сложившаяся практика) молится только духовенство. Она одновременно напоминает нам о причастии (теснейшем соединении) "страшных Таин", о необходимости для этого чистой совести, а также о благодатной помощи для дальнейшего прохождения подвига покаяния ("оставление грехов", "прощение согрешений"), получаемой в Таинстве Причащения. Но также в ней называется то самое главное, чего стремится сподобиться каждый христианин, что собственно и должно составлять "результат" нашего пребывания в Церкви: "общение Духа Святаго", "наследие Царствия Небеснаго", дерзновение в обращении к Богу. Это смысл бытия Церкви — литургический переход в Царство Небесное. Замечательный богослов протопресвитер Александр Шмеман в завершение своего труда, посвященного Евхаристии, буквально восклицает: "Церковь — не организация, а — новый народ Божий, Церковь — не культовая религия, а — литургия, обнимающая собою все творение Божие, Церковь — не учение о загробном мире, а — радостная встреча Царства Божьего" [6].

Последние слова этой молитвы "не в суд или во осуждение" перекликаются со словами из Первого Послания апостола Павла к Коринфянам о том, что кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор. 11, 27). Святитель Николай Кавасила разъясняет: "Благодать освящает нас через Дары, если найдет нас способными к освящению; если же встретит нас неприготовленными, то и не принесет никакой пользы, и причинит бесчисленный вред" [7]. А архимандрит Киприан (Керн) добавляет касательно иереев: "Таким образом, литургия совершается рукою и недостойного иерея; личные его грехи не препятствуют благодати совершить таинство, но ему самому это таинство служит в суд и осуждение" [8].

Возвращаясь к просительной ектении, необходимо особое внимание обратить на ее последнее прошение, возглашаемое диаконом: "Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш, Христу Богу предадим" . Это призыв к полному преданию самих себя Христу в единстве нашей веры в Него. И здесь еще раз говорится о главной теме наших литургических прошений у Христа. Это причастие Святого Духа и общение с Ним.

Та просьба о дерзновении, которая была в рассмотренной священнической молитве, продолжается в следующем возгласе священника, который по смыслу завершает просительную ектению: "И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе небеснаго Бога Отца, и глаголати". После этого возгласа весь народ под руководством диакона поет главную христианскую молитву. В этой "молитве Господней, произносимой верующими неоднократно на наших службах Богу, а здесь с особенным настроением, дерзновением и торжественностью, "насущный хлеб" приобретает особое, чисто евхаристическое значение" [9].



[1] Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Киев, 2005. Стр. 297.
[2] Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
[3] Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на Божественную литургию. Киев, 2002. Стр. 244.
[4] Там же.
[5] "Мили ся деем" (ц.-слав.) — умаляемся, очень мало (практически ничего) не делаем.
[6] Отец Александр Шмеман. Литургическое богословие. СПб.: Изд-во "Библиополис", 2006. Стр. 407.
[7] Николай Кавасила, архиепископ Фессалоникийский. Изъяснение Божественной литургии. Киев, 2003. Стр. 83.
[8] Архимандрит Киприан (Керн). Указ. соч. Стр. 300.
[9] Архимандрит Киприан (Керн). Указ. соч. Стр. 301.

Иеромонах Дорофей (Баранов)

Статьи о Божественной литургии иеромонаха Дорофея (Баранова)

1. Благословенно Царство…

2. Литургия оглашенных

3. Литургия оглашенных (продолжение)

4. "Елицы вернии"

5. "Возлюбим друг друга…"

6. "Благодарим Господа"

7. "Твоя от Твоих…"

8. Великая тайна совершилась!

9. "Отче наш"

10. "Святая святым"

11. "Видехом свет истинный..."

12. "С миром изыдем"